НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ
Что значило для народной жизни слово вообще?
Такой вопрос даже несколько жутковато задавать, не только отвечать на него.
Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни.
Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего.
Вместе с этим (а может быть, как раз поэтому) оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло.
И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года.
Покажется ли удивительным при таких условиях возникновение культа слова, существующего в деревнях и в наше время?
Умение хорошо, то есть образно, умно и тактично, говорить в какой-то степени было мерилом даже социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности.
Для мелких и злых людей такое умение являлось предметом зависти.
Слово - сказанное ли, спетое, выраженное ли в знаках руками глухонемого, а то и вообще не высказанное, лишь чувствуемое, - любое слово всегда стремилось к своему образному совершенству...
Красивая, образная речь не может быть глупой речью.
Умение хорошо говорить вовсе не равносильно умению говорить много, но и дремучие молчуны были отнюдь не в чести, над ними тоже подсмеивались.
Намеренное молчание считалось признаком хитрости и недоброжелательности, со всеми из этого вытекающими последствиями.
Так что пословица "Слово - серебро, молчание - золото" годилась не во всякий момент и не в каждом месте.
(В. Белов)
(214 слов) / Русский язык / Изложения / 8 класс
8 КЛАСС
Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно посмотрела по сторонам, словно спрашивая: "Как же теперь быть?"
Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать - в моей комнате.
Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец, она схватила первое зернышко и унесла его на ветку.
Все обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два, три...
Но вот осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Синичка, испуганно замирая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате.
С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир.
- Ты здесь живешь?
- Да.
- А почему здесь нет снега?
Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнул матовый шар плафона.
- Солнце! - изумилась синичка. - А это что?
- Это все книги.
- Что такое "книги"?
- Они научили зажигать это солнце, растить цветы и деревья. А еще научили насыпать тебе зернышек.
- Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?
- Я - человек.
- Что такое "человек"?
Объяснить это было трудно, и я сказал:
- Видишь нитку. Она привязана к форточке.
Синичка испуганно оглянулась.
Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас - человек.
(Е. Носов)
(245 слов) / Русский язык / 8 класс / Изложения
В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов.
Невозможно представить высочайшую вершину вне других гор и хребтов, так же невозможно появление гениального художника без многих его менее одаренных собратьев. Шедевры в искусстве не могут рождаться на пустом месте. Они появляются только на исторической почве, достаточно обогащенной повседневным и повсеместным народным творчеством.
Нельзя отделить гениальные творения от народной жизни. Как бы ни старались, они все равно останутся лишь проявлением наиболее редкого и удачного утоления народной жажды идеального в красоте. Идеала достичь невозможно. Но кому помешало стремление к нему? И разве не в этом стремлении познается, что хорошо, что похуже, а что и совсем никуда не годится?
Разумеется, не каждый крестьянин умел срубить шатровую церковь, как не каждая девушка могла заниматься лицевым шитьем. Далеко не в каждом доме царили порядок и чистота, и не в каждой деревне хватало хлеба до нового урожая... Существовало, однако ж, в народном сердце мощное стремление ко всему этому. А где есть стремление, там есть и осуществление, мера которого была бы непонятной без идеального представления о красоте и порядке.
Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего ее уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями. Стремление к прекрасному связывалось, в частности, в драматизированных событиях и обрядах, из которых, собственно, и состоял весь годовой и жизненный цикл отдельного человека, следовательно, и всего селения, всей этнической группы.
(По В. Белову)
Источник: http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/158--8-/920-----8----.html |