Суббота, 12.10.2024, 00:54Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
функциональные стили речи

. Функционально-смысловые типы текстов

Типы текстов

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.

На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

 

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.
Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

 

 

Продемонстрируем структуру и способ оформления разных функционально-смысловых типов текстов на следующих примерах.

В качестве примера текста-описания взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с описанием внешности Емельяна Пугачева:

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

Описывая внешность неизвестного пока ему человека, Пётр Гринёв прежде всего передает свое впечатление от этой внешности, выделяя те детали, которые показались ему наиболее примечательными. Так, общее представление о незнакомце даётся в начале описания: Наружность его показалась мне замечательна. Далее следует характеристика героя: возраст, телосложение, лицо, волосы и элементы одежды. Автор стремится не только дать представление о внешности Пугачёва, но и показать, как по этим деталям можно составить мнение о его образе жизни, характере, поведении. Например, крепкое телосложение явно свидетельствует об активном образе жизни. Причёска и одежда – о социальном статусе незнакомца: это бедный яицкий казак. Но основное внимание автор уделяет выражению глаз. Именно по этой детали читатель может понять, что Пугачёв обладает живым умом. Это не злодей, напротив, его внешность располагает к себе, но в то же время вожатый Гринёва явно что-то скрывает (ср.: бегающие глаза и плутовское выражение лица).

Если обратиться к грамматическим средствам оформления текста, то можно констатировать следующее. При описании преобладают простые предложения или цепочки сложных бессоюзных предложений с прямым порядком слов. Кроме того, обращают на себя внимание составные именные сказуемые: показалась замечательна; был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; были острижены. Глаголы (преимущественно несовершенного вида) указывают на одновременность действия. Использование форм прошедшего, а не настоящего времени во вневременном значении обусловлено тем, что рассказчик повествует о встрече, произошедшей в прошлом (был лет сорока; глаза так и бегали; лицо имело выражение; волоса были острижены; на нём был армяк). Наконец, практически в каждом предложении можно обнаружить члены с различного рода определительными характеристиками: примечательна; худощав, широкоплеч, чёрная борода; большие живые глаза и т.д.

В этой же повести А.С. Пушкина встречаются и микротексты-повествования, например:

        Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
        Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
        Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...
        Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

В данном микротексте рассказывается о буране, в который попал Гринёв во время путешествия к месту службы. Описание бурана в данном случае даётся именно как повествование, поскольку чётко соблюдена логическая последовательность событий, причём вся композиция хронологизирована: на небе появляется белое облачко; Гринёв, несмотря на колебания ямщика и Савельича, решает продолжить путь; ямщик пускает лошадей вскачь; ветер усиливается; начинается метель; метель перерастает в буран; обессиленные лошади останавливаются. Смена событий во времени выражена с помощью глаголов совершенного вида: Я увидел облачко; я велел ехать скорее; ямщик поскакал; облако обратилось в белую тучу; пошёл снег и т.д. Те же события, которые включены в один и тот же временной отрезок, описаны с помощью предложений с глаголами несовершенного вида (ср.: Я слыхал; Савельич советовал и т.д.). Предложения с глаголами совершенного вида являются показателями узловых фактов, сигнализируют о смене одного события другим, причём каждое новое событие мыслится во взаимосвязи с предыдущим (в данном случае эта связь хронологическая).

Специфику текста-рассуждения можно продемонстрировать на примере дорожных размышлений Гринёва после проигрыша Зурину ста рублей и ссоры с Савельичем:

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

 

Рассуждение начинается с утверждения тезиса: Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой. В качестве аргументов выступает сумма проигрыша, «глупое» поведение и чувство вины перед старым слугой. В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.

В целом, наиболее яркие примеры рассуждений можно обнаружить в научных текстах (см. приведенный в упр. 123 отрывок из книги Ю.М. Лотмана).

Конечно, текст может содержать разные функционально-смысловые типы речи. Так, очень часто повествование совмещается с описанием (это можно проследить и на примере приведенных отрывков). Дополняя друг друга, они нередко сливаются настолько органично, что порой их трудно разграничить. Ср. сочетание этих типов речи в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»:

Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].

 

. Прочитайте отрывки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте данные таблицы, приведенной в п. 7.3.

        а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и чёрных тапочках.

        б) В течение её [ласточки] полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.

        в) Иван ахнул за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.
        Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную.

 

Как писать сочинение-рассуждение и сочинение-рассказ
  03.02.12, 14:10

Рассуждение

      В VII классе продолжается обучение рассуждению на дискуссионные темы.

      В рассуждениях, которые писали дети в V и VI классах, они пользовались так называемыми прямыми доказательствами, т. е. такими доводами, которые непосредственно обосновывали справедливость выдвинутого тезиса: «Моряком быть хорошо, потому что...»; «Я считаю, что Миша поступил правильно, так как...» и пр.

      Рассуждения на дискуссионные темы дают возможность познакомить учащихся с новым для них способом доказательства — «обратным» доказательством, доказательством от противного. С подобным способом доказательства учащиеся встречаются в курсе геометрии. В этом случае для доказательства приводится положение, противоположное доказываемому. Это положение развивается для того, чтобы стала очевидной его абсурдность. А если оно несостоятельно, абсурдно, значит, истинно другое утверждение, которое и доказывает автор.

      Умения, приобретенные учащимися в процессе работы над сочинениями-рассуждениями на дискуссионные темы, имеют большое значение для их дальнейшей самостоятельной деятельности. Практическое участие в производстве материальных ценностей и в общественной жизни невозможно без умения вести спор, доказывать справедливость своих суждений или убедительно и тактично опровергать противоположные суждения. Воспитание этих умений и является целью обучения рассуждению на дискуссионные темы.

      Учебник дает возможность провести следующую работу над сочинениями-рассуждениями:

      1. Закрепление приобретенных ранее умений. Анализ текстов, представляющих собой рассуждения.
      2. Знакомство с «обратным» доказательством в сочинении-рассуждении на дискуссионную тему.
        

Знакомство с «обратным» доказательством
в рассуждении на дискуссионную тему

      Цели урока: 1) повторить практическим путем то, что ученики знают об особенностях сочинений-рассуждений; 2) познакомить учащихся с приемом доказательства от противного; 3) подготовить учащихся к самостоятельной работе (к сочинению — упр. 343 или к сжатому изложению с дополнительным заданием).

      1. Проверка домашнего задания. Повторение. Запись в форме свободного диктанта (упр. 21, с. 11).

      Этот отрывок-рассуждение, в котором ученики выделяют тезис («Издаваемые нами звуки — это звуки речи»), доказательства и вывод («Значит, для человеческой речи важны...»).

      2. Сообщение целей урока. Знакомство с «обратным» доказательством. Учитель предлагает найти в учебнике геометрии теорему-рассуждение на научную тему. Строится это рассуждение как любое другое; в нем есть тезис, то, что утверждается, сама теорема; доказательства и вывод. Рассмотрим последние две части: какими словами начинается доказательство? («Допустим противное».) А именно? («Прямые а и б не параллельны».) Как развивается дальше это предположение, допущение? («Это значит, что...») Это развертывание доказательств приводит к абсурду: делается ясным, что «допущение невозможно» (по аксиоме параллельных). Отсюда вывод: «Значит, допущение неверно, и потому а || б». Вывод введен словом значит.

      При доказательстве этой теоремы был использован не прямой, а обратный способ доказательства, иногда его называют доказательством от противного. Найдем еще такого же типа доказательство. Какими словами оно вводится? Какие языковые средства используются при переходе к выводу? «Предположим противоположное тому, что требуется доказать, т. е. что...», «что противоречит условию...», «следовательно, предложение о... неверно». «Значит, более...» Такого типа доказательства используются и в рассуждениях на жизненные темы. При этом, в отличие от геометрических доказательств, нередко ставится задача не только доказать правильность какого-либо суждения, но и воздействовать на чувства своих читателей (слушателей). Поэтому используются иные языковые средства.

      Проведенная работа позволяет возобновить в памяти учащихся сведения об особенностях сочинений-рассуждений и уже знакомую детям схему композиции сочинения-рассуждения, в которую вносятся необходимые коррективы.

 

      3. Упражнения в использовании приема доказательства от противного.

      Учитель записывает на доске одну-две темы, например: «Что важнее в учебе — трудолюбие или способности?», «Верно ли, что главное для спортсмена — это вежливость?». Ученики должны дать устно или письменно ответ на поставленный в теме вопрос. Так, на вопрос первой темы ученики могут дать такие ответы: 1) важнее трудолюбие; 2) важнее способности; 3) одинаково важно и то и другое. Учитель установит, как его ученики собираются ответить на дискуссионный вопрос, затем предложит каждому обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательство. Какими словами может оно начинаться? Допустим, что... Предположим противное... Если бы... Представим, что... и т. д. (Желательно записать эти выражения на доске.)

      Два-три доказательства (различных по содержанию) обсуждаются. Например:

      1. Я считаю, что важнее в учебе — трудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее — способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный, и правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, трудолюбие важнее.
      2. Мое мнение: важнее всего в учебе — способности.
      Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые ученики учились бы на «4» и «5». И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше «3» не получаю. (В данном случае предположение введено с помощью союза если.)

      Обсуждая подобные доказательства, учитель обращает внимание на их развернутость, убедительность, логичность, речевое оформление. Приведенные выше доказательства, построенные на анализе своего школьного опыта, убедительны, хотя второе из них больше доказывает выдвинутый тезис, что в учебе важны и трудолюбие, и способности.

      В целях подготовки к сочинению о спортсменах, а также для тренировки учащихся в умении строить доказательства (в том числе и обратные) можно использовать упражнения на редактирование. Так, разбирая недостатки сочинения, учитель предложит привести пример, соответствующий тезису («грубиянов в команду не берем») и иллюстрирующий грубое поведение игроков во время игры в ручной мяч (именно грубость, а не разболтанность), а затем пусть ученики воспользуются обратным доказательством: предположим (допустим) противное, что команда состояла бы сплошь из грубиянов (или что в команде завелся хотя бы один грубиян и т. п.).

      4. Работа учащихся над сочинением (упр. 343).

      Ученики знакомятся с текстом упражнения и с темой рассуждения «Правильно ли, что чтение — роскошь?». Затем учитель предлагает подумать над тем, как можно начать это сочинение? (С прямого ответа на вопрос; с мнения одного из героев романа И. А. Гончарова — именно оно приведено в тексте упражнения; с «выдуманного» диалога о пользе чтения между ребятами и т. д.)

      Во всех случаях, подчеркнет учитель, важно: 1) определить основную мысль (тезис) своего рассуждения; 2) подобрать убедительные доказательства и определить последовательность их использования; 3) подумать о том, нужен ли вывод, и сформулировать его (если он нужен). Главное — уметь привести веские доказательства в пользу своего мнения, при этом они могут быть различными по существу и по форме (не только обратные — от противного). «Что же это могут быть за доказательства?» — спросит учитель. (Примеры из своей жизни и жизни других людей; примеры из книг; высказывания авторитетных людей по затронутому вопросу; пословицы; различные рассуждения.) Сочинение должно быть написано так, чтобы читатель почувствовал заинтересованность автора, проникся его убежденностью.

      Вместо этого сочинения учитель может предложить другое, более актуальное по тематике для данного конкретного коллектива, например: «Может ли жадный человек быть хорошим товарищем?», «Можно ли человека, не умеющего грамотно говорить и писать, считать образованным?», «Живой как жизнь (о русском языке)» (упр. 6), «Большой красивый человек — как я его себе представляю» (упр. 358), «Прозвища опасны или не опасны?» (упр217).

      На основе этих сочинений может быть выпущена стенная газета, если учитель предложит актуальную для класса тему и ученикам полезно будет узнать мнение друг друга. Назначенная учителем редколлегия отберет самые интересные сочинения или отрывки из них, заменит невыразительные заголовки яркими, броскими и подведет итоги (от редакции), если в этом будет необходимость. Таким образом, работа над рассуждениями дискуссионного характера может научить школьников быстро, оперативно выпускать бюллетени, стенгазеты, откликаться на темы, злободневные для классного коллектива.
        

Сжатое изложение с дополнительным заданием

      1. Сообщение задачи предстоящего изложения: изложить сжато исходный текст, высказать свою точку зрения по поставленному вопросу, мотивировать ее.

      2. Чтение текста и его анализ.

      Для изложения может быть использован следующий отрывок «Мечта и дело» (по Ю. Яковлеву).

Есть два рода мечтателей

      Одни мечтают о больших делах, о славных подвигах, о смелых открытиях. Мечтают, но рассуждают так: «Мы пока еще малы, не можем штурмовать льды и открывать новые законы природы. Подождем. А вот когда подрастем, тогда откроем, построим, победим».
      У других — мечты не менее дерзкие. Но рассуждают они иначе: «Зачем ждать, пока подрастем? Разве и сейчас не найдется для нас настоящих дел? Не хотим сидеть сложа руки!» Эти мечтатели с малых лет готовят себя к большим делам.

      Учитель читает текст, затем выясняется: что общего есть у описанных Ю. Яковлевым двух типов мечтателей (и те и другие мечтают о больших делах). Следовательно, об этом можно сказать сразу, обобщенно (ведь нужно сжато изложить текст). Чем различаются их рассуждения? Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Как следует перейти от изложения текста к своему рассуждению на тему «Кто прав?» (Например: «Так говорит (пишет) Ю. Яковлев о юных мечтателях. Я считаю (убежден, уверен), что...») Можно ли использовать «обратное» доказательство? (Да. Например, предположим, что правы первые мечтатели: они действительно малы и еще не могут сделать ничего замечательного. И вот настанет время...)

      Говоря о возможности использовать доказательство от противного, учитель подчеркнет желательность (но необязательность) применения этого способа доказательства. Важен не способ аргументации, а ее убедительность. «Хорошо будет,— скажет учитель,— если в заключение вы сумеете сделать из этого рассуждения какие-то выводы для себя».

      3. Работа учащихся над изложением (в классе или дома).
        

«Вымышленные» рассказы

      В соответствии с программой семиклассники специально работают над так называемыми «вымышленными», выдуманными рассказами, которые имеют особое значение для развития творческих способностей учащихся. В этих рассказах выдумка занимает значительно большее место, чем в рассказах о каком-либо конкретном случае из жизни автора, а также в рассказах на основе услышанного. Конечно, «вымышленные» рассказы также строятся на событиях реальной действительности, но автор здесь, опираясь на свой личный опыт, «домысливает» то, что могло бы случиться при определенных обстоятельствах. Поэтому важно предлагать для создания вымышленных рассказов — особенно на первых порах — такие сюжеты (в широком смысле этого слова), где герои (например, дети) действовали бы в знакомых, понятных, близких для семиклассников обстоятельствах.

      «Вымышленные» рассказы различны по своей сложности. Наиболее простыми можно считать рассказы по сюжетной картине (рисункам), по началу и по сюжетной схеме, так как в них подсказывается, в каком направлении следует развернуть рассказ. Эти виды «вымышленных» рассказов и включены в учебник VII класса.

      1. Рассказ на основе изображенного. Сочинение по картине.
      2. Рассказ по началу и по рисунку.
      3. Рассказ по сюжетной схеме.
        

Рассказ по сюжетной схеме

      Сюжетная схема подсказывает линию развития действия, но это все же лишь схема, а не рассказ. Чтобы получился живой рассказ, нужно «нарисовать» героев и место действия, ввести подробности, которые позволили бы читателю ярче представить происшедшее. Что именно следует развернуть и как, нужно решить, уяснив прежде всего основную мысль рассказа. Необходимо показать детям процесс переделки (развития, развертывания) предложенного сюжета в рассказ. Этому посвящается специальный урок.

      Цели урока: 1) повторить сведения о построении (композиции) рассказа; 2) подготовить учащихся к самостоятельной работе над рассказом аналогичного типа (упр. 402).

      1. Повторение изученного: объяснить в записанном под диктовку тексте знаки препинания (при диалоге) и правописание частиц.

      — Не трогай птицу, она же живая,— сказал Витя.
      — А мне как-то все равно,— ехидно ответил Петька.
      Витя постоял несколько минут молча, а потом предложил:
      — Давай меняться.
      — А на что?
      — Ты мне дашь снегиря, а я тебе ножик.
      — Вот это другое дело.

      2. Сообщение основной цели урока.

      Беседа по вопросам:
      Какие рассказы мы с вами писали?
      Какие из них вам запомнились? Чем?
      Что вы знаете о построении рассказа?

      3. Чтение и анализ текста сюжетной схемы рассказа (текст заблаговременно записывается на доске), например:

Чтоб людям было веселее

      Стоял посреди нашей улицы колодец. Как-то пришла ко мне Люся и предложила посадить у колодца цветы, чтобы людям веселее было. Я сомневалась: силы потратим, а цветы не вырастут. Но Люся убедила меня.
      И мы принялись за работу. Через неделю появились всходы. Каждый день мы поливали их. К лету цветы выросли и расцвели.
      Люди приходили к колодцу за водой и любовались цветами.

      Беседа по вопросам:

      — Можно ли прочитанный текст назвать рассказом?
      — Нет, это только сообщение о фактах, канва, костяк, схема рассказа. Чтобы получился рассказ, надо «нарисовать» людей, их поступки — читатель должен «увидеть» все то, о чем написано.
      — Понятна ли основная мысль рассказа?
      — Да. Она подчеркнута в названии «Чтоб людям было веселее». Две девочки потрудились для того, чтобы людям их села было радостнее, приятнее ходить по улице.
      — Что можно ввести в рассказ, чтобы более ярко довести до читателя основную мысль?
      — Можно немного описать улицу и колодец, к которому то и дело идут за водой люди.
      — Обязательно надо писать, как сажали цветы. В схеме сказано только «принялись за работу». И еще надо описать всходы и цветы, когда они выросли и расцвели.
      — Правильно. Это последнее описание будет особенно важно для того, чтобы мы, читатели, убедились, что людям стало веселее.
      — Какая часть текста может быть передана в форме диалога?
      — 1) Разговор девочек: одна предлагает посадить цветы, другая сомневается, но первой все же удается убедить подругу. Введение этого диалога не только оживит рассказ, но и позволит более ярко охарактеризовать одну из девочек — Люсю, ее активность, умение убеждать и действовать; 2) возможный разговор людей у колодца, которые «любовались цветами». Этот диалог может показать, чем любовались люди, глядя на цветы, что они думают о героях этой истории (например, об их стремлении сделать хорошее дело и желании приносить людям радость).

      4. Создание письменного варианта рассказа. В целях экономии времени учитель предлагает для переработки отдельным группам учащихся (например, по рядам) разные части рассказа (одну из трех). Затем выполненные работы обсуждаются, выделяются лучшие — с точки зрения раскрытия основной мысли рассказа, его речевого оформления, «живописности».

      5. Задание на дом: упр. 402.

      Анализ текста упражнения: как можно озаглавить рассказ? («Благородный поступок», «Доброе дело» и др.) Какие части этой сюжетной схемы следует развернуть, чтобы ярче «нарисовать» описанный случай? (Надо описать ножик, чтобы показать, что Вите не просто было отказаться от него. Желательно

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz