Воскресенье, 19.01.2025, 09:36 | Главная | Регистрация | Вход |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
анализ эпического и драматического произведения
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО И ДРАМАТИЧЕСКОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Тематика
- 1. Сформулируйте тему произведения.
- 2. Определите значение этой темы для времени создания произведения.
- 3.Была ли тема дискуссионной?
- 4. Опишите видение темы автором, отличие его позиции от современников;
характерность его позиции для его времени.
- 5. Уясните эволюцию отношения автора к теме.
- 6. Выделите приемы и средства раскрытия данной темы.
Проблематика
- Систематизируйте проблемы. Выделите проблемы:
а) экономические;
б) социальные;
в) этические;
г) психологические;
д) философские;
е) политические;
ж) проблемы культуры и эстетики и т. д.
- Укажите значимость проблематики для современников автора.
- Охарактеризуйте видение автором этой проблематики.
- На каком материале поставлены эти проблемы автором?
- Охарактеризуйте разрешение проблем автором.
Система
персонажей
- Выясните, объединены ли образы в систему.
- Выделите главных героев и объясните, почему они главные.
- Какие персонажи могут быть названы второстепенными? Как они соотносятся с
главными?
- Что можно сказать об эпизодических персонажах? Для чего они изображаются
автором?
- По каким принципам и с помощью каких приемов противопоставляются и
сопоставляются герои?
Образ главного
героя
Проанализируйте приемы и средства создания образа.
- Имя персонажа ("говорящее”; поэтичное или простонародное; исторические и
литературные аналогии на уровне имен; прозвище; отсутствие имени).
- Портрет персонажа (подробный или краткий; психологический или
социально-характерный; элементы шаржа, гротеска; приемы овеществления,
анимализации и др.).
- Речь персонажа (сложность синтаксиса; богатство словарного запаса,
образность речи, частотность употребления тропов, пословиц, поговорок, цитат;
ритм речи, наличие или отсутствие восклицаний, риторических вопросов).
- Бытовые детали (описание предметного мира как средство раскрытия характера
или средство социальной характеристики героя; отсутствие изображения предметного
мира).
- Введение в повествование образов животных.
- Пейзаж (выражение минутного настроения героя; средство раскрытия характера и
др.).
- Место героя в системе персонажей.
- Экспозиция героя (информация о его прошлом, о становлении его характера).
- Степень участия героя в конфликте. Поступки и их мотивы.
- Сны персонажа.
- Упоминания о книгах, которые читает герой.
- Символы (условные знаки, в которых сконцентрирован основной смысл образа).
- Авторское сопоставление героя с историческим лицом или персонажем другого
автора.
- Авторская характеристика героя.
- Характеристика героя другими персонажами.
- Мнение персонажа о самом себе.
- Эпиграф как характеристика персонажа.
- Название произведения как характеристика персонажа.
- Для чего автор создал этот образ?
Система
конфликтов
- Перечислите конфликты в данном произведении и выделите конфликты подлинные и
мнимые.
- Определите характер конфликтов:
а) экономические,
б) социальные,
в) этические,
г) психологические,
д) философские,
е) политические,
ж) эстетические и т.д.
- Укажите жизненную основу конфликтов в данном произведении.
- Выявите основной конфликт и аргументируйте свое решение.
- Определите особенности экспозиции как подготовки к возникновению конфликта.
- Укажите моменты завязки, кульминации и развязки конфликта.
- Оцените степень актуальности конфликта для времени создания произведения.
Сюжет и его
композиция
- Определите основу сюжета данного произведения.
- Выделите основные сюжетные линии.
- Выделите побочные сюжетные линии, осложняющие развитие сюжета.
- Определите экспозицию, завязку, эпизоды развития действия, кульминацию,
развязку и эпилог.
- Как раскрываются характеры героев в сюжете?
- Выступает ли сюжет средством раскрытия проблемы?
- Каковы особенности композиции сюжета? Сопоставьте сюжет и фабулу.
- Осложнена ли композиция сюжета включением пролога, лирических отступлений,
вставных рассказов или обрамления?
Композиционное
построение произведения
- Определите жанр произведения.
- Охарактеризуйте состав произведения (сколько в нем частей, какие это части).
- Опишите соотношение частей друг с другом, включая определение количества,
характера и соотношения друг с другом разных планов повествования.
- Соответствует ли композиция произведения авторским задачам?
- Как соотносятся сюжетные линии с прологом, лирическими отступлениями,
вставными рассказами, обрамлением? Какова роль внесюжетных элементов в раскрытии
авторского замысла?
- Укажите особые композиционные приемы (принцип "зеркальности”, кольцевую
структуру) и определите их значение.
Хронотоп
произведения
- Опишите особенности художественного пространства (топологии).
- Охарактеризуйте особенности художественного времени (хронологии).
- Определите тип хронотопа-доминанты.
- Перечислите другие хронотопические ценности, входящие в хронотоп.
- Какова взаимосвязь времени и пространства в произведении?
- Какова взаимосвязь между хронотопом и характером (типом) героя?
- Составьте карту художественного мира произведения (карту путешествий героя).
Язык
литературного произведения
- Выделите и охарактеризуйте использованные в произведении поэтические приемы
(тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы, литоты, оксюмороны и
др.).
- Выделите и охарактеризуйте использованные в произведении лексические ресурсы
художественной речи (общеупотребительная лексика, устаревшие слова и неологизмы,
диалектизмы, профессионализмы, варваризмы, макаронизмы, жаргонизмы и др.).
- Выделите и охарактеризуйте использованные в произведении поэтические фигуры
(повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение
и восклицание).
- Выделите и охарактеризуйте синтаксические и мелодические особенности
произведения.
- Обусловлен ли выбор изобразительно-выразительных средств для раскрытия идеи
произведения?
Родовидовая и
жанровая специфика произведения
- Определите родовую принадлежность произведения.
- Определите вид произведения.
- Укажите жанр произведения.
- Используется ли в произведении родовидовой или жанровый синтез?
Идейный
мир
- Укажите авторские оценки (активное авторское избирательно-пристрастное
отношение к изображенному).
- Опишите авторский идеал (представления писателя об идеальной личности и
высшей норме человеческих отношений).
- Каково идейно-эмоциональное отношение автора к герою (героям)?
- Какова идейно-эмоциональная ориентация героя (героев)?
- Сформулируйте художественную идею произведения.
- Каков пафос произведения?
Черты
литературного направления в произведении
- Укажите основные черты данного направления:
а) концепцию личности; приемы и средства типизации
персонажа;
б) особенности взаимоотношений героя и среды; приемы и средства
типизации среды;
в) конфликты, характерные для данного направления;
г) жанры, характерные для данного направления;
д) особенности стиля.
- Какие черты произведения свидетельствуют о его принадлежности данному
направлению?
- Встречаются ли в произведении черты, свойственные другим направлениям?
Охарактеризуйте их.
- Каково место произведения в творчестве автора и в литературном процессе?
Источник: http://literat-rus.ucoz.ru/load/1-1-0-55 |
Категория: Мои статьи | Добавил: УЧИТель (02.02.2014)
|
Просмотров: 1779
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
| |